Бизнес-процессы отдела закупок

Ниже приведен перечень из 11 основных бизнес-процессов отдела закупок, который описывает:

      • задачи бизнес-процесса;
      • ожидаемые результаты бизнес-процесса;
      • показатели результативности бизнес-процесса;
      • показатели KPI для состемы мотивации сотрудников.

 

Описание можно использовать в качестве шаблона бизнес-процессов.

 

 

1. Бизнес-процесс: работа с запросами отдела продаж на получение информации по номенклатуре

 

Задача бизнес-процесса

Предоставить ответ производителя на запрос менеджера отдела продаж в установленный срок.

Результат бизнес-процесса

      • Полнота предоставленной информации соответствует формату запроса.
      • Ответ на запрос предоставлен в установленный срок.

Показатели результативности бизнес-процесса   

      • Качество предоставленной информации.
      • Соблюдение срока предоставления информации (возможно деление по приоритетам: высокая, средняя, низкая).

Показатели KPI для системы мотивации

      • % запросов с нарушением срока предоставления ответа.
      • Количество замечаний от отдела продаж на качество ответов.

 

2. Бизнес-процесс: работа с заказами покупателей

 

Задачи бизнес-процесса

      • Размещение заказа у поставщика / производителя, подтверждение и сопровождение его исполнения на всех этапах.
      • Фиксация / коррекция срока прихода номенклатуры на склад, уведомление отдела продаж.
      • Контроль входных цен и стоимости логистики.
      • Контроль наличия остатков на складе.
      • Взаиморасчеты с поставщиками / производителями.

Результаты бизнес-процесса

      • Заказы размещены у поставщика своевременно.
      • Цены поступления соответствуют установленным.
      • Срок поступления на склад соответствует заявленным / нормативным или известны отклонения.
      • «Под заказ» заказывается только то, чего нет в наличии на складе.
      • Оплаты поставщику проведены вовремя.
      • Документы на товары предоставлены в бухгалтерию.

Показатели результативности бизнес-процесса   

      • Соблюдение срока поступления заказываемой номенклатуры.
      • Своевременность обновления информации о сроках прихода.
      • Отсутствие замечаний о сроках поступления номенклатуры.
      • Отсутствие замечаний от бухгалтерии по документам.

Показатели KPI для системы мотивации

      • % заказов с нарушенным сроком прихода.
      • Количество замечаний отдела продаж.
      • % поставок с некорректными документами.

 

3. Бизнес-процесс: поддержание складской программы

 

Задачи бизнес-процесса

      • Анализ наличия товарного запаса по номенклатуре и аналогам.
      • Планирование закупок.
      • Закупки под склад.
      • Контроль входных цен.
      • Выяснение потребностей ч/з ОП в конкретной номенклатуре.
      • Получение дополнительных условий от поставщиков.
      • Взаиморасчеты и документооборот с поставщиками.

Результаты бизнес-процесса

      • 100% наличие согласованного ассортимента.
      • Исполнение норматива по товарным остаткам.
      • Актуальность цен и количества в режиме онлайн.
      • Регулярный сбор потребностей от отдела продаж.
      • Отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками.

Показатели результативности бизнес-процесса

      • Наличие номенклатуры на складе/отсутствие out-stoсk.
      • Оборачиваемость товаров на складе.
      • Наличие плана потребностей по номенклатуре.
      • Проведение переговоров с поставщиками.
      • Новые поставщики.
      • Снижение себестоимости по поставщикам.
      • Количество дней отсрочки по поставщикам.
      • Актуальность номенклатуры на складе.

Показатели KPI для системы мотивации

      • % отсутствующих артикулов на отчетную дату.
      • Норма оборачиваемости.
      • План потребностей к определенной дате/сроку.
      • Выполнение плана проведения переговоров с поставщиками.
      • Выполнение задачи по поиску поставщика по заранее заданным критериям.
      • % снижений себестоимости по поставщикам / брендам.
      • Увеличение количества дней отсрочки по поставщику / ам.

 

4. Бизнес-процесс: развитие продаж номенклатуры/бренда

 

Задачи бизнес-процесса:

      • Увеличение продаж того или иного бренда или номенклатуры.
      • Получение дополнительных условий от поставщиков.
      • Организация обучения по бренду / номенклатуре от поставщика.     

Результаты бизнес-процесса

      • Увеличение доли продаж бренда в общем объеме продаж.
      • Повышение знания о свойствах, характеристиках номенклатуры / бренда среди сотрудников отдела продаж.
      • Получение более выгодных условий от поставщиков.
      • Привлечение новых поставщиков.      

Показатели результативности бизнес-процесса

      • Увеличение объема продаж по бренду / номенклатуре.
      • Увеличение маржинальности по бренду / номенклатуре.

Показатели KPI для системы мотивации

      • Доля (%) бренда в объеме продаж.
      • Динамика изменения доли (%) бренда/номенклатуры в объеме продаж.
      • Динамика маржинальности по бренду / номенклатуре / поставщику.

 

5. Бизнес-процесс: взаимодействие с поставщиками

 

Задачи бизнес-процесса

      • Ведение переговоров для получения условий по приоритетам поставщиков А,В и С, в т.ч. в рамках конкретных заказов для получения более выгодных условий.
      • Ведение стратегических переговоров.
      • Обеспечение документооборота и соблюдение условий взаиморасчетов.
      • Поддержание пула альтернативных поставщиков.
      • Снижение стоимости закупаемой продукции.
      • Обратная продажа неликвидов (возврат), работа с рекламациями.     

Результаты бизнес-процесса

      • Регулярно ведутся переговоры с поставщиками.
      • Регулярно улучшаются условия работы с поставщиками.
      • Договора оформлены, в наличии, есть график пролонгации.
      • Снижение неликвидов на складе.
      • Отсутствуют нерешенные вопросы по рекламациям.

Показатели результативности бизнес-процесса

      • Ведение переговоров по плану/графику.
      • Динамика изменения цен поставщиков: сохранение, рост, снижение.
      • Поддержание себестоимости закупаемой номенклатуры.
      • Динамика изменений количества дней отсрочки.
      • Ввод новой номенклатуры/поставщика.
      • Плановое снижение неликвидов на складе.

Показатели KPI для системы мотивации

      • Исполнения плана проведения переговоров с поставщиками.
      • Индекс цен: рост - более 1, удержание - равно единицы, снижение - менее 1.
      • Рост числа дней отсрочки по оплате.
      • Доля поставщика / бренда в объеме продаж.
      • % себестоимости в выручке за отчетный период.
      • Выполнения плана по снижению неликвидов (сумма/бренд/доля, %).

 

6. Бизнес-процесс: взаимодействие с декларантами

 

Задача бизнес-процесса

      • Предоставление необходимой информации декларантам в установленный срок в полном объеме.

Результаты бизнес-процесса

      • Своевременное исполнение таможенных процедур.
      • Отсутствие задержек на таможне.
      • Отсутствие штрафных санкций.
      • Подобранный код ТН ВЭД имеет меньшую пошлину.     

Показатели результативности бизнес-процесса

      • Соблюдение полноты и сроков предоставления информации.
      • Отсутствие штрафов и задержек на таможне.
      • Отсутствие замечаний от декларантов.
      • Выполнение норматива по прохождению таможни.

 Показатели KPI для системы мотивации

      • Количество замечаний от декларантов (возвратов на доработку, дополнительные запросы).
      • Отсутствие задержек на таможне.

 

7. Бизнес-процесс: взаимодействие с перевозчиками

 

Задачи бизнес-процесса

      • Своевременный забор груза.
      • Оформление документов.
      • Поиск альтернативных перевозчиков и альтернативных маршрутов доставки.
      • Поиск вариантов снижение стоимости перевозки, в т.ч. за счет сроков поставки.
      • Увеличение скорости доставки товара.

Результаты бизнес-процесса

      • Забор и доставка груза в установленный срок.
      • Оформлен полный пакет документов, предоставлен вовремя и без ошибок.
      • Снижение стоимости перевозки.
      • Увеличение скорости доставки.

Показатели результативности бизнес-процесса

      • Соблюдение сроков поставок.
      • Своевременное обновление информации о сроках поставки.
      • Динамика изменения цен за перевозки за 1 кг. груза или % от стоимости номенклатуры.

Показатели KPI для системы мотивации

      • Количество нарушений сроков поставки.
      • % стоимости доставки в себестоимости.

 

8. Бизнес-процесс: управление отделом закупок

 

Задачи бизнес-процесса

      • Исполнение стандартов работы отдела закупок в отношении отдела продаж.
      • Исполнение стандартов работы с поставщиками.
      • Повышение автоматизации работы отдела закупок.
      • Регламентация деятельности отдела закупок.
      • Выполнение финансовых показателей, в т.ч.:
          • выполнение бюджета закупов;
          • соблюдение нормы оборачиваемости;
          • соблюдение норматива склада;
          • снижение себестоимости;
          • выполнение графика оплат;
          • достижение запланированных результатов по валовой прибыли;
          • достижение запланированных результатов по рентабельности.

Результаты бизнес-процесса

        • Отсутствие замечаний от отдела продаж.
        • Повышение эффективности ОЗ:
              • увеличение количества запросов отдела продаж и заказов на 1 сотрудника;
              • увеличение количества поставщиков на 1 сотрудника;
              • увеличение суммы оборота по сотруднику.
      • Отсутствие текучки персонала в ОЗ.

 

Показатели результативности бизнес-процесса

      • Выполнение бюджета закупок (план / факт).
      • Выполнение нормы оборачиваемости (план / факт).
      • Своевременность оплат поставщикам.
      • Соблюдение графика закупок по складской программе.
      • Снижение себестоимости номенклатуры.
      • Получение дополнительных условий от поставщиков (бонусы, маркетинг и т.п.).
      • Выполнение норматива по доли транспортных расходов.
      • Выполнение показателей по удержанию стоимости номенклатуры.
      • Выполнение показателей по валовой прибыли (через % или долю в выручке).

Показатели KPI для системы мотивации

      • % выполнения плана по закупкам.
      • Норма оборачиваемости по складской программе.
      • Доля просроченной КЗ.
      • Выполнение графика закупок по складской программе.
      • % снижения себестоимости закупаемой номенклатуры.
      • Сумма бонусов, скидок и маркетинговых выплат от поставщиков.
      • % затрат на транспорт в себестоимости закупок.
      • % выполнения показателя по валовой прибыли.
      • % выполнения показателей по рентабельности.

 

9. Бизнес-процесс: развитие отдела закупок

 

Задачи бизнес-процесса     

    • Развитие схемы поставок от поставщиков (снижение промежуточных звеньев).
    • Обеспечение наличия наиболее ликвидной номенклатуры.
    • Развитие и поддержание логистических маршрутов и перевозчиков.
    • Улучшение условий работы отдела продаж со складской номенклатурой и номенклатурой «под заказ».
    • Улучшение условий работы менеджеров отдела продаж с поставщиками через:
          • настройку прямой коммуникации менеджера с поставщиком минуя прямое общение (личный кабинет, веб-шоп, интернет магазин и т.п.);
          • автоматизацию взаимодействия с поставщиками (в т.ч. ЭДО).

Результаты бизнес-процесса

      • Рост числа прямых поставщиков.
      • Улучшение условий от поставщиков.
      • Снижение себестоимости закупок.
      • Снижение срока поставки.
      • Увеличение числа закупок (поставщиков) на сотрудника.
      • Снижение нагрузки на сотрудников.
      • Увеличение числа поставщиков / заказов в расчете на 1 сотрудника отдела закупок.

Показатели результативности бизнес-процесса

      • Выполнение стратегических задач по отделу закупок:
                • в части номенклатуры;
                • в части поставщиков.
      • Выполнение фокусных проектов по отдельным поставщикам, товарным группам.
      • Повышение эффективности сотрудников ОЗ

Показатели KPI для системы мотивации

      • Сумма / количество запросов на 1 сотрудника.
      • Результаты по фокусным проектам.

 

10. Бизнес-процесс: обучение сотрудников закупок и продаж

 

Задачи бизнес-процесса

      • Обучение сотрудников отдела закупок по исполнению процессов работы с поставщиками, перевозчиками, таможней, брокерами и т.д.
      • Формирование и развитие переговорных навыков сотрудников отдела закупок для общения с поставщиками и перевозчиками.
      • Обучение сотрудников отдела продаж навыкам работы с поставщиками, навыкам быстрого расчета себестоимости, формирование понимания логистической цепи доставки номенклатуры и т.д.

Результат бизнес-процесса

          • Сотрудники исполняют бизнес-процесс, за который несут ответственность.

Показатели результативности бизнес-процесса

    • Исполнение показателей бизнес-процесса (качественно и количественно).

Показатели KPI для системы мотивации

    • Исполнение показателей бизнес-процесса (качественно и количественно).

 

11. Бизнес-процесс: автоматизация в отделе закупок 

 

Задачи бизнес-процесса

  • Автоматизация процессов:
        • работы с запросами;
        • работы с заказами;
        • внутрифирменной коммуникации;
        • коммуникации с поставщиками;
        • развитие ЭДО;
        • работы с ассортиментом, в т.ч. по подбору аналогов;
        • взаимодействия с перевозчиками;
        • повышение автоматизации через 1С и CRM.

Результаты бизнес-процесса

      • Увеличение автоматизированных процессов работы сотрудников.
      • Увеличение производительности сотрудников (рост числа обрабатываемых запросов / заказов на 1 сотрудника).

Показатели результативности

      • Выполнение норматива по обработке запросов.
      • Выполнение нормативов по формированию заказов.     

 Показатели KPI для системы мотивации

      • Выполнение норматива по обработке запросов.
      • Выполнение нормативов по формированию заказов. 
Новости компании

Описание бизнес процессов ОЗ и организационные документы (шаблоны, примеры) уже доступны на нашем сайте. Изучайте, скачивайте, применяйте.

Отдел закупок после февраля 2022, самое актуальное в разделе ЗАКУПКИ