Успешный бизнес и образование

65.011.8

Иванов Андрей Александрович

Консалтинговая компания «SalesB2B»

Санкт-Петербург, Россия

IvanovAndreyAleksandrovich

Сonsulting company «SalesB2B»

Saint-Petersburg, Russia

kksalesb2b@mail.ru

 

Взаимосвязь успешного бизнеса и непрерывного образования: размышления консультанта  

Неопределенность, перемены, тренды, изменения, потрясения, динамика, волатильность и т.д. – это все определения происходящего сегодня, которые можно услышать в общении с директорами и собственниками бизнеса.

Каждый из них ощущает на себе, что перемены происходят внутри их компаний и вокруг и каждый из них вынужден так или иначе адаптироваться под эти изменения.

Изменения стремительны. Технологии порождают новые модели бизнеса, примеров тому достаточно (интернет-магазины, агрегаторы такси, агрегаторы доставки, агрегаторы интернет маркетинга и т.д.), которые способны уничтожить целые отрасли, не говоря о конкретных компаниях. Политика, экономика, власти так же преподносят массу сюрпризов бизнесу и не дают чувства стабильности в краткосрочной перспективе и тем более в долгосрочной.

Самые важные внутренние проблемы бизнеса – связаны с переменами, которые происходят с людьми, с персоналом. Многие сталкиваются с проблемой поиска, найма и удержания сотрудников, развития их компетенций, их вовлечением в бизнес компании и их мотивацией. Появился даже термин – гостинг.

Другая внутренняя проблема бизнеса – это проблема низкой эффективности, низкой технологичности бизнеса, потребности в ускорении бизнес-процессов, их цифровизации и замены человека роботом.

Внешняя среда несет бизнесу неменьше проблем и угроз, основанных на изменениях, которые вызваны экономическими ограничениями с одной стороны, нарастающей конкуренцией с другой и сокращением жизненного цикла применяемых решений и технологий.

При этом внешняя среда дает бизнесу огромный выбор знаний и технологий и что очень важно эти знания и технологии доступны многим, с примерами и кейсами, платными и бесплатными, порождая еще одну проблему – проблему выбора или проблему многообразия, где человеку даже грамотному просто физически невозможно осуществить анализ и выбор подходящего для себя решения. При этом важно учесть и факт наличия большого числа некачественной информации, транслируемой множеством каналов коммуникации, в том числе и под видом образовательных проектов.

Как реагирует на это бизнес?

Одни стараются не замечать очевидных перемен и продолжают делать ровно то, что делали на протяжении многих лет в надежде, что все наладится или инерции хватит на длительный период времени. От части их можно понять, особенно тех из них, которые в бизнесе уже много лет и прошли не один кризис и устояли, а изменения или новшества, которые их затрагивали приходили и так же уходили.

Вторые ясно понимают, что необходимо меняться, но откладывают изменения на потом туша пожары сегодняшнего дня и, часто, просто не зная, что делать и просто не решаясь сделать первый шаг.

Третья категория представителей бизнеса не просто понимают необходимость изменений, а активно идут в этом направлении встраивая изменения в свои стратегии развития, что является, пожалуй, единственным верным решением способным гарантировать успешное развитие.

В доказательство тому, опыт управленческого консалтинга дает прекрасную возможность сравнить две модели ведения бизнеса, основанного на постоянном развитии знаний и компетенций. Российская модель большинства малого бизнеса, не предусматривает и не содержит в себе элементы непрерывного образования и развития компетенций, сегодня большинство из них испытывают трудности, выходом из которых собственники видят, в т.ч. и в продаже бизнеса.   Западная модель ведения бизнеса подразумевает наличие развивающей функции в своей модели организации и ведения. Эти две противоположности демонстрируют и доказывают необходимость этой функции, что подтверждается высокими показателями эффективности бизнеса, а главное которые имеют устойчивые и положительные тренды.

Как достичь успеха при помощи образования, какую стратегию необходимо избрать?

Непрерывное образование – термин вполне уместен в отношении бизнеса, ориентированного на развитие и на завтрашний день, но что именно необходимо делать?

Первое и главное – это принять постоянное развитие, знаний, компетенций и технологий как одну из составляющих своей повседневной деятельности и уделять этому внимание на том же уровне, что и качеству товара, уровню сервиса и т.д. При этом первое лицо компании должно уделять развитию большую часть своего времени.

Второе – это быть готовым к внедрению новшеств, изменений, но главное быть готовым к тому, что часть из них может оказаться неверными или, быстро устареют и придется начинать заново, а сотрудник, в которого были вложены ресурсы может уйти из компании.

Третье – уметь находить источники получения знаний и компетенций в том или ином направлении, что и может представлять наибольшую сложность.

Непрерывное образование бизнеса на практике может иметь несколько путей, каждый из которых может иметь свои плюсы и минусы.

Один из них – это самостоятельный поиск источника получения знаний и компетенций, двигаясь по которому необходимо быть готовым к тому, что это будет долго и дорого. Это не будет проблемой, если компания готова подойти к вопросу системно и с перспективой на длительный период времени. По этому пути уже идут или начинают идти представители крупного бизнеса создавая внутренние институты, заключая договора с представителями бизнес-образования и аутсорсинговыми компаниями, занимающимися разработкой тех или иных инновационных решений, создавая отделы развития и имея возможности привлечения высококлассных специалистов.  Но, к сожалению, данный путь не доступен большинству среднего и тем более малого бизнеса.

Непрерывное образование и развитие компетенций среднего и малого бизнеса должно идти по пути выбора надежного источника получения практических знаний в предметной области, для чего необходим контакт представителя бизнеса с экспертным сообществом.

Непрерывное образование, как образ жизни и ведения бизнеса – определение, которое подходит представителям сферы науки, образования, а применительно к бизнесу – представителям управленческого консультирования и определяет, пожалуй, главную их обязанность это находится в постоянном развитии своих знаний и компетенций.

Хороший эксперт – это всегда эксперт в определенной области, который имеет богатый опыт практический деятельности и постоянно ведет исследование в предметной области через свое образование и повышение квалификации, через реализацию новых проектов, через изучение практик и кейсов, через взаимодействие с экспертным сообществом в своей теме.

Если эксперт – это одиночка, то консалтинговая компания это объединение экспертов в определенном направлении или области управленческого консультирования, которая сосредотачивает в себе актуальные знания по направлению своей работы. Ее обязанность и то, что дает ей конкурентное преимущество – это знания, компетенции и постоянное их развитие и это главный актив любой консалтинговой компании (помимо бренда).

К сожалению, средний и малый бизнес, в большинстве своем, не имеют опыта и практики взаимодействия с экспертным сообществом по вопросам ведения бизнеса. С одной стороны – это банальное недоверие и невежество последних, а с другой вполне оправданное ожидание того, что участие эксперта ни к чему не приведет и ни что не изменит, и это проблемы не только бизнеса, но и экспертного сообщества. Одним необходимо развитие в условиях недостатка знаний, ограничения ресурсов другим необходимы клиенты, т.к. консалтинговый бизнес – это то же бизнес.

Как непрерывному образованию и развитию стать ближе к бизнесу.

Первое, и об этом говорилось выше, это важность принятия потребности непрерывного образования и развития как аксиомы стратегического развития бизнеса независимо от его размера и сферы деятельности, потому что нарастающая динамика изменений и сокращение жизненных циклов текущих решений не оставит места представителям бизнеса нацеленных на «подождать» или «пронесет». Необходимо менять отношение к понятию стратегия и относиться к нему не как к долгосрочному плану развития бизнеса, а как к непрерывному обучению и развитию, где все большую роль начинает играть машинное обучение.

Второе, открытость информации о бизнесе, рынках, товарах, конкурентах лишает последнего возможности строить свое предложение на отсутствии информации об аналогах, отсутствии сравнения и выбора. Современные технологии позволяют копировать успешные решения за короткие периоды времени, лишая бизнес какой-либо уникальности и порождая новых конкурентов в успешных нишах. Понимание этого должно снять барьер недоверия и страха передачи информации. Открытость информации, в совокупи с возможностью обработки больших данных дает бизнесу массу аналитической информации и помогает в принятии оптимальных решений.

В современном мире компанию делает успешной, и это нельзя украсть или скопировать, компетенции в организации бизнеса и бизнес-процессов, это управленческие наработки, которые «выращены» внутри компании, это внутренние связи и системы, подкрепленные культурой и зафиксированные в документах. Это и применяемые стандартные технологические решения - софт, но адаптированные и «заточенные» под конкретный бизнес. Именно эти настройки могут сделать бизнес эффективным с точки зрения достижения результата, экономичным с точки зрения издержек, т.к. процессы будут автоматизированы, а сотрудники научены (сработает эффект обучения) и иметь качественное отличие от конкурентов.

Время – главный фактор и невосполнимый ресурс, именно скорость внедрения качественных решений придает импульс конкурентного преимущества, приводя к существенным экономическим эффектам.

Время – это еще и дорогой ресурс, промедление означает потери явные или нет. Сократить время на поиск и внедрение решения задача посильная каждому и помочь в этом может управленческий консалтинг.

Выгодность взаимодействия консалтинга и бизнеса, особенно малого, очевидна в том, что последнему будут предложены оптимальные решения, подходящие именно для него. Очевидна и экономия, т.к. привлечение эксперта – это всегда экономия времени на внедрении изменений, экономия на неверных решениях, экономия на сотрудниках, т.к. специалист высокой квалификации будет стоить дорого, возникнет вопрос его занятости по окончании внедрения, да и сам специалист предпочтет работу в крупной компании.

Выбор эксперта задача достаточно сложная, но вполне решаемая путем встреч, обсуждения предметных кейсов, изучения опыта, получения отзывов и рекомендаций, решения практических задач меньшего порядка. Причем подход к выбору не зависит от размера и бренда консалтинговой компании, имени эксперта, т.к. речь идет о выборе, своего рода, проводника, коуча, ментора, с которым можно будет идти по пути непрерывного развития себя и бизнеса длительный период времени по определенному плану или имея возможность периодического погружения с получением необходимых рекомендаций и наставлений. Немало важным фактором будет и личностные особенности сторон, потому что в силу вступают не только деловые отношения, но и человеческие качества.

Консалтинг и непрерывное образование, как отмечалось выше понятия неотделимые друг от друга, если мы говорим о качественном консалтинге.

Эксперт, как единица измерения, находится в постоянном развитии, что подразумевает под собой:

- дополнительное классическое профессиональное образование в предметной области;

- это участие в отраслевых конференциях, как источниках информации о трендах, изменениях, лучших практиках;

- это изучение опыта ведущих мировых компаний и их представителей;

- это собственный практический опыт решения подобного рода задач;

- это профессиональное окружение способное генерить знания внутри сообщества, делиться и обмениваться им;

- это поиск и использование открытых каналов получения качественной информации (статьи, книги, периодика, видео, вебинары, аудио и т.д.).

Как отмечалось выше непрерывное образование – это образ жизни эксперта и любого профессионала в своей области, а если это консалтинговая компания, то это постоянное развитие профильных компетенций, а значит сотрудников – экспертов, что облекается в методики, кейсы и готовые решения «под ключ».

          В качестве вывода еще раз отмечу, что изменения стремительны и порождаются они изменением и развитием технологий, машины будут становиться умнее и все больше заменять человека и единственно верным решением любой компании будет принятие стратегии, как непрерывного обучения и развития организации, поиска инноваций, а проводником, способным указать верное и оптимальное направление может стать управленческий консалтинг.

      Новости компании
      07.06.2019
      ВНИМАНИЕ !!!
      07.06.2019

      Вышло в свет Руководство по настройке отдела продаж для компаний В2В. Ральная практика: кейсы, примеры, шаблоны.

      Тренинг построен по принципу вовлечения эксперта в проблемы отдела продаж, т.е. он имеет: 

      • Практическую направленность. Полученные навыки можно использовать немедленно. 
      • Приложение к конкретной компании. Обучение строится вокруг проблем самой компании.
      • Подробности на странице: Тренинг-практикум