Чем занят сотрудник отдела продаж в течении рабочего дня? Чем занят торговый представитель работая на маршруте в полях? Связана ли их деятельность непосредственно с продажами?
ФАКТЫ из жизни:
1. Если сотрудник офисный, то максимум 90 минут занимает его общение с клиентами (статистика мировых компаний), у вас так? Проверяли? На что расходуется остальные 390 минут?
2. Если сотрудник полевой, то - заказы принимаются по телефону из дома или авто; не доехал, забыл, не спросил, не предложил, не подписал, у вас так? Проверяли?
3. Количество задач стоящих в течении дня у сотрудника 3? Выполнены? А если 20, как их выполнить?
4. Руководитель верит в способность сотрудника самоорганизоваться, самообучаться, самомотивироваться, у вас так?
5. Сотрудник говорит о мега занятости в течении рабочего дня, при детальном рассмотрении выясняется, что рабочий процесс занимал всего 2 часа.
Основные процессы в отделе продаж.
1. Поиск и привлечение клиентов
Процесс поиска направлен на потенциальных клиентов, т.е. клиентов которые не знают о вас и незнакомы с вашим продуктом. В процессе отбора необходимо определить их релевантность по отношению к вашему бизнесу и присваиваем им статус перспективных. Определив приоритет по отношению к другим перспективным клиентам, собираем контакты и информацию о бизнесе и лицах принимающих решения. Это функция отдела маркетинга. Имея контакты и повод, к перспективному клиенту обращается сотрудник отдела продаж – охотник, его задача осуществить первый контакт и совершить первую продажу. Составные части процесса поиска и привлечения клиентов:
- Работа с потенциальной клиентской базой.
- Работа с перспективной клиентской базой.
- Первый контакт с клиентом.
- Подготовка коммерческого предложения.
- Встреча с клиентом.
- Заключение договора с клиентом.
- Листинг.
- Отгрузка клиенту.
- Получение оплаты от клиента.
- Получение повторного заказа.
2. Работа с клиентами
Процесс работы с клиентами направлен на стабильные, долгосрочные и развивающиеся отношения. Их осуществляет сотрудник отдела продаж – фермер, его задача – удовлетворение текущих потребностей с максимальным уровнем качества. Его деятельность направлена на поддержание и развитие отношений с клиентом. Составные части процесса работы с клиентами:
- Регулярная коммуникация с клиентами.
- Регулярные отгрузки клиентам.
- Работа с потенциалом клиентов (вертикальный рост).
- Работа с претензиями клиентов.
- Документооборот с клиентами.
- Мониторинг конкурентов.
- Повышение лояльности клиентов.
3. Сопровождение продаж
Это совокупность работы ваших структурных подразделений, которая должна обеспечить максимальный уровень сервиса для клиента. По итогу именно этого процесса клиент сформирует свое окончательное мнение о вашей компании. Составные части процесса сопровождения продаж:
- Логистика (доставка: 100% в установленный срок).
- Взаиморасчеты (согласованная схема оплаты товара).
- Коммерческие условия (соблюдение договоренностей).
- Сервис (исполнение заказов: 100% номенклатуры, количества и правильности документов).
- Техническая поддержка (гарантийное обслуживание, техническое обслуживание, консультация специалиста, работа с рекламациями).
- Информационная поддержка (контент, инструкции, презентации).
Технологии в отделе продаж
Пожалуй отдел продаж в этом плане будет самым сложным подразделением в компании, потому что нет ресурса/информации на входе, технологии его обработки/переработки и получения готового и гарантированного продукта на выходе где достаточно научиться выполнять операцию однажды с последующим ее многократным повторением.
В отделе продаж множество факторов которые не имеют информационно-вещественной формы, например: настроение менеджера по продажам, как его измерить? Сегодня он демонстрирует блестящие навыки, а завтра что-то случилось и уже «не хочется». Торговый персонал часто находится вне офиса, т.е. вне вашего непосредственного контроля.
Помимо торгового персонала есть клиенты с настроениями, мнениями, желаниями, которые очень часто расходятся с вашими. В большинстве случаев клиенту от вас ничего не нужно.
Задача менеджера по продажам найти подход к клиенту, выявить потребности клиента, убедить клиента в необходимости сотрудничества, построить с ним деловые и человеческие отношения.
Как этим управлять, и можно ли повысить эффективность работы менеджера по продажам?
Предлагаю разделить понятие технологии продаж на две составляющие:
- обязательные правила или стандарты, следование которым обязательно для сотрудников компании, они прописаны, сотрудники с ними ознакомлены и несут ответственность за их выполнение. Они дают четкие ответы на вопросы: кто, что и когда должен делать. Например: кредитная политика компании, уровень предоставляемых скидок, маршрут следования торгового представителя, использование активов компании, порядок согласования коммерческих условий и предложений и т.д.
- рекомендации, это указания к действиям в той или иной ситуации, воплощенные в навыки, умения и знания сотрудников компании. Владея которыми сотрудник становится готовым к тем или иным ситуациям во взаимодействии с клиентами.
Технологии продаж призваны обеспечить выполнение процессов продаж. Сочетание обязательных и рекомендательных правил делает процесс продаж управляемым (обязательная часть) и предсказуемым (рекомендательная часть).
Закрепление технологии продаж происходит в автоматизации процессов (например передача и обработка заказов, кредитный контроль, выписка документов, формирование логистических маршрутов и т.д.), документировании (т.е. любая операция или действие должны быть документально подтверждены в виде документа, отчета и иной информации пригодной для анализа), обучении (как неотъемлемой части организации работы сотрудников компании) и контроле за соблюдением технологии продаж.
Особо нужно остановиться на рекомендациях, как навыках и/или моделях поведения в той или иной ситуации. Общепринятое название документа с набором подобных рекомендаций – корпоративная книга продаж.
Корпоративная книга продаж это свод правил, рекомендаций, документов, которые должен знать и использовать торговый персонал.
Содержание корпоративной книги продаж уникально для каждой компании. Дополнение, изменения могут и должны вноситься в зависимости от изменений в компании, в процессах, в продуктах, у клиентов и т.д.
Строгая регламентация деятельности сотрудника отдела продаж на протяжении всего его рабочего процесса (дня) + закрепление этого процесса в должностной инструкции, стандартах + отражение в мотивации + контроль + постоянная работа над повышением дисциплины, сможет обеспечить приемлемый уровень результатов и только после этого вы сможете без опаски строить свой бизнес на остальных уровнях.
Скачайте или ознакомьтесь с нашим КЕЙСОМ: Технология продаж средств раскрепления грузов, компания В2В
Поделиться с друзьями: