Материальная мотивация менеджеров по продажам должна решать несколько основных задач:
- выполнение плана продаж;
- поддержание и увеличение клиентской базы;
- поиск и начало работы с новыми клиентами;
- выполнение планов по марже;
- работу с дебиторской задолженностью;
- другие специальные задачи.
Система мотивации отдела продаж должна быть максимально простой в ее понимании и получении аналитических данных.
С вопросами по системе мотивации
можно обратиться к нашему эксперту
по тел.: +7 (921) 648-68-04
или электронной почте: kksalesb2b@mail.ru
Материальная мотивация торгового персонала - инструмент повышения эффективности сотрудников отдела продаж.
Основные элементы системы мотивации:
- Оклад или фиксированная часть заработной платы.
- Премия или переменная часть заработной платы.
1. Оклад или фиксированная часть заработной платы в отделе продаж
Имеет ключевое значение для менеджера по продажам при поиске работы и во время начала работы в компании (до 1 года).
Соискатель будет ориентироваться на фикс при трудоустройстве, т.к. не уверен в результатах, даже если имеет опыт работы в данной сфере.
Современный соискатель, как правило:
- имеет обязательства (кредиты, съемное жилье и т.п.),
- не строит долгих планов по жизни,
- не готов к трудностям длительного вхождения в должность,
поэтому фикс, на начальном этапе, должен покрывать его базовые нужды.
По мере наработки опыта и развития личных продаж, сотрудник будет больше ориентироваться на совокупный заработок, чем на фикс, поэтому со временем условия фиксированной выплаты могут меняться.
2. Бонус или переменная часть заработной платы в отделе продаж
Для сотрудника отдела продаж – это основной заработок, который зависит от результатов продаж, в т.ч.:
- от выполнения планов;
- от маржи в виде %;
- от других показателей KPI.
Это основной мотиватор сотрудника.
Бонус или переменная часть системы оплаты труда в отделе продаж
Бонус в системе оплаты труда ОП должен состоять из нескольких слагаемых или KPI показателей, как правило их 2 - 3, важно, чтобы стоимость каждого из показателей была привлекательной для менеджера иначе он с легкостью сможет пренебречь частью заработной платы (одним из показателей).
Процент или сумма премии в мотивации ОП
Показатели переменной части заработной платы в отделе продаж могут быть в виде % (процента) от базы (маржа например) или в виде суммы в рублях за достижение определенного показателя.
- Сумма премии за выполнение показателя устанавливается, чаще в продажах с высоким показателем точности планирования, а также в продажах, где усилия менеджера не влияют на сумму продаж (количество позиций в заказе, сумма заказа и т.п.).
Премия как сумма проще администрируется и ограничивает сумму максимальной выплаты сотруднику.
- Процент от базы, устанавливается в тех случаях, когда сложно оценить точность выполнения плана продаж и тогда, когда менеджер может влиять на показатель базы начисления процента, чаще маржу (выставляя цену для клиента, например).
Премия как процент от базы сложнее администрируется и не ограничивает возможность заработка менеджера, что с одной стороны мотивирует его на «подвиги», а с другой развивает нездоровые амбиции, которые в периоды спада будут демотивировать его.
Помимо этого, могут возникнуть переплаты сотрудникам в виде завышенных бонусов, что хорошо менеджеру, но не всегда хорошо компании, особенно, если сотрудник работает с постоянной базой клиентов.
Пример состемы мотивации сотрудников отдела продаж:
Процент от базы (маржи), оптимально для B2B компаний:
Размер процента можно связать с показателями результативности работы сотрудника, например:
- в зависимости от выполнения плана продаж, где 2% от маржи - при 100% и более выполнения плана продаж, и 1,5% при выполнении плана продаж от 90% до 99% и т.д.
- в зависимости от количества активных клиентов за период времени, аналогично, где 2% от маржи - при 50 и более активных клиентах, и 1,5 % от маржи – при количестве клиентов от 40 до 49.
- ИТОГО: в примере менеджеру может быть начислено 4% от маржи или 3% от маржи, в зависимости от выполнения планов по основным показателям.
Размер % может меняться в зависимости от периода работы сотрудника.
При приме на работу и по прохождению испытательного срока размер процента может быть больше и со временем процент может уменьшаться, что с одной стороны будет мотивировать сотрудника на активные действия и максимум заработка в начале периода, а по мере наработки базы, даже при снижении процента, доход сотрудник ане будет падать.
Например:
- 5 % от маржи в период с 1 по 6 месяц работы;
- 4 % от маржи в период с 7 по 12 месяц работы;
- 3 % от маржи в период с 13 месяц работы.
В примере сотрудник мотивирован в начале своей карьеры, по мере роста навыка и клиентской базы его сумма совокупного заработка будет увеличиваться, даже при снижении процента.
С примером системы мотивации менеджеров активных продаж можно ознакомиться в наших кейсах.
ЧЕК-ЛИСТ для экспресс оценки мотивации персонала:
1. Вы проводите мониторинг уровня заработной платы торгового персонала.
2. В компании существует прозрачная система мотивации сотрудников.
3. Соотношение постоянной и переменной частей обосновано для каждой категории сотрудников.
4. Показатели мотивации отражают результаты деятельности сотрудника.
5. Компания понимает свои мотивирующие и демотивирующие факторы.
6. Система мотивации дифференцирована относительно характера работы сотрудника.
7. Ваша оценка привлекательности как компании работодателя.
8. Ваша оценка качества торгового персонала.