kksalesb2b@mail.ru
+7 (921) 648-68-04

Руководитель отдела продаж, основные компетенции

Руководитель отдела продаж - это сотрудник, который отвечает за генерацию выручки и прибыли компании, именно от него, во многом, будет зависеть успех всего бизнеса.

 

Какими компетенциями должен обладать современный руководитель отдела продаж? 

1. Умение работать с командой, что означает

    • найти сотрудника
    • адаптировать, обучить и поддерживать рабочие навыки
    • удержать на рабочем месте 
    • сделать его результативным
    • положительно мотивировать

Решаемая проблема: дефицит персонала, отсутствие вовлеченности и нежелание работать, погружаться в специфику вопроса.

2. Умение настраивать основные бизнес процессы

    • работа с заказами
    • работа с 1С и др.учетной системой
    • работа с логистикой
    • работа по заключению договоров и исполнение правил документооборота с клиентами
    • работа с рекламациями
    • маркетинг
    • взаимодействие со смежными подразделениями компании 

Решаемая проблема: оптимизация действий, отсутствие ошибок, скорость исполнения, контроль рисков.

3. Умение работать с CRM системой и другими автоматическими помощниками

    • настройка воронки продаж
    • управление сотрудником при помощи CRM
    • знать и уметь использовать возможности CRM для автоматизации процессов
    • телефония
    • различные чат-боты
    • сервисы электронных рассылок 

Решаемая проблема: РОП должен уметь работать с CRM, 1С и другими сервисами автоматизации, которые активно внедряются.

4. Умение анализировать продажи, тренды развития продаж и клиентов 

Решаемая проблема: РОП должен уметь формировать необходимый набор аналитических данных, уметь их читать, объективно оценивать, делать выводы и принимать решения.

5. Умение управлять отделом продаж, через

    • постановку задач
    • контроль результатов 
    • предоставление обратной связи сотрудникам
    • демонстрацию личного примера 

Решаемая проблема: РОП должен быть ориентирован на результат. 

6. Быть проактивным

    • В быстро меняющихся условиях работы компании, рынка, экономики и клиентов РОП должен постоянно совершенствовать свои навыки работы и применяемый инструментарий в работе с отделом продаж и клиентской базой.

Решаемая проблема: РОП должен уметь инициировать изменения, т.к. он находится в постоянном контакте с клиентом и рынком, именно он первым видит происходящие изменения.

7. Быть готовым к рутине

    • Работа РОПа не лишена набора рутинных действий, т.е. действий обязывающих поддерживать принятую систему работы отдела продаж.

Решаемая проблема: РОП должен быть готов следовать системным принципам организации рабочих процессов, отрабатывая навыки и привычки сотрудников.

8. Уметь разработать и внедрить систему мотивации

    • Система мотивации должна быть максимально ориентирована на рыночные показатели ЗП соответствующих сотрудников, с одной стороны, и быть связана с набором основных KPI показателей бизнеса компании, в которой работает РОП, с другой. 

Решаемая проблема: РОП должен уметь гибко подходить к системе мотивации сотрудников и обеспечить баланс результатов и расходов на ФОТ.

    Вопросы для проведения собеседования с РОПом

    Вводные вопросы в начале собеседования:
    • Почему откликнулись на вакансию, что заинтересовало (мотивация перехода, может быть совсем банальная).
    • Город.
    • Образование.
    • Семейное положение.

     

    Самопрезентация:

    Предлагается кандидату рассказать о своем профессиональном развитии и переходах из компании в компанию (в идеале переходы должны быть следствием развития соискателя (карьерного, навыков, ЗП и т.п.)).

    В ходе рассказа нужно определять на сколько глубоко кандидат погружался в предметную область компании (внимание на спонтанные переходы, и малый срок работы в компаниях – это плохо).

    На областях, которые интересуют работодателя (работа с воронкой продаж, скрипты, личные продажи, управление сотрудниками) останавливаться – просить рассказать максимально подробно с оценкой значимости и необходимости этих действий.

     

    Вопросы по опыту кандидата:
    • Расскажите о своем рабочем дне, неделе (планирование, соблюдение регламентных вопросов в работе).
    • Расскажите про основные процессы, в рамках которых вы работали (максимально подробно):
      • личная работа с клиентами, основные этапы (примеры);
      • воронка продаж или иная схема организации процесса продаж (шаги визита, например);
      • управление сотрудниками (если был такой опыт, примеры).
    • Из чего состояла ваша ЗП (фикс и KPI), от чего зависел KPI (примеры).
    • Какой был план, из чего состоял (примеры).
    • С каким количеством клиентов работали (примеры, точные цифры)?
    • Какие были еще задачи (примеры).
    • Какая была отчетность (примеры).
    • В какой программе работали (примеры).

     

    Вопрос:

    Ваш опыт управления ОП, каковы основные цели и задачи ОП, как вы их понимаете?

    Если нет опыта управления, узнать, как кандидат это представляет или знает, т.к. он является частью ОП.

     

    Вопрос:

    Как, по-вашему, должна быть организована работа в ОП, основные процессы?

    Должна быть четкость понимания структуры и организации работы (примеры).

     

    Вопрос:

    Каковы основные элементы управления отделом продаж?

    Должен назвать несколько: мотивация, планирование, постановка задач, контроль и др.

    В ходе рассказа останавливать кандидата и уточнять подробности как это было организовано / осуществлялось, до мелочей (в ответах нужны детали, а не общие формулировки).

     

    Проверка кандидата на умение добиваться результатов, вопросы:
      • Если не выполняете план продаж, что будете делать?
      • Если ключевой клиент ушел к конкуренту, что будете делать?
      • Если сотрудник ОП не выполняет план продаж, что будете делать?

     

    Вопрос:

    Что такое воронка продаж, стадии воронки продаж, как это работает?

     

    Вопросы на знание и понимание инструментов системного управления?
      • Ежедневная организация и контроль работы менеджера?
      • Постановка задач, контроль и оценка результатов (день/неделя/месяц …)?
      • Рекрутинг менеджеров?
      • Обучение менеджеров?
      • Разработка системы мотивации?
      • Проведение собраний?
      • Проведение индивидуальных мотивационных встреч?
      • Работа с CRM (лиды, сделки, воронка продаж, задачи…)?
      • Поиск клиентов?
      • Сегментация клиентов?
      • KPI показатели?
      • Скрипты продаж (шаги визита)?
      • Распределение КБ между менеджерами?
      • УТП, коммерческое предложение?
      • Презентация, в т.ч. онлайн?
      • Встречи с клиентами (онлайн, офлайн)?
      • Анализ продаж, анализ данных?
      • Маржа, выручка?

      

    В ходе собеседования кандидату можно предложить решить практические задачи:

     

    Вы РОП, у вас 3 менеджера, один из них регулярно не выполняет план продаж, по этой причине вы не выполняете план продаж всего отдела, что будете делать (перечислите 5 мероприятий)?

     

    Возможные варианты:

    Нужно выяснить причины невыполнения, а на их основе выбрать действия:

      • отсутствие знаний о товаре/услуге – необходимо обучение;
      • нет или слабые навыки продаж – постепенное обучение и совместная отработка навыков продаж, помогут скрипты разговоров, например;
      • недостаточное количество действий: визиты / звонки – нужен индивидуальный план на каждый день + контроль выполнения;
      • мало клиентов в работе – нужно добавить клиентов (лидов);
      • нет или не умеет пользоваться аналитикой – научить пользоваться аналитикой, предоставить данные и совместно их разобрать, с определением клиентов и того, что им можно предложить;
      • явное нежелание работать, отсутствие мотивации – изменение мотивации, беседа, кандидат на увольнение.