kksalesb2b@mail.ru
+7 (921) 648-68-04

Управление отделом продаж

7 ключевых вопросов в управлении продажами B2B

 

1. Недостаточный уровень управленческих компетенций

Управленцы не имеют должного опыта, образования, часто вышли из рядовых сотрудников и могут не иметь практического опыта управления отделом продаж.

РОП может отсутствовать вовсе, а его функции может выполнять кто-то из менеджеров или сотрудников компании, что скорее являться администрированием, а не управлением.

Часто функцию РОПа берет на себя директор / собственник компании, что не является верным решением, «факультативный» способ управления продажами – это совсем не то что нужно даже для поддержания его работоспособности.

 

2. Размытая организационная структура и нечеткость бизнес-процессов

Размытая структура порождает нечеткость бизнес-процессов и функционал сотрудников, что делает невозможным применения основных принципов системного управления.

 

3. Отсутствует системный подход в управлении ОП

Системный подход в управлении продажами должен быть основан на следующих элементах:

    •  структура и функционал ОП
    • методология работы ОП
    • методология управления ОП
    • ключевые показатели и анализ данных
    • компетенции сотрудников и их развитие
    • мотивация сотрудников
    • автоматизация (CRM и 1С)

 

4. Слабый уровень автоматизации (CRM, 1С, сайт)

Без настроенной CRM отдел продаж работать не может, причем CRM нужно воспринимать не только как работу в рамках воронки продаж, но и как способ организовать работу сотрудником по широкому спектру задач.

CRM дает возможность автоматизировать как постановку задач, так и контроль результатов.

Автоматизации в 1С могут частично заменить сотрудника, направив его усилия на решение задач по работе с клиентами.

Аналитика данных – это обязательная часть управления, которая не должна сводится к отчету в 1С.

 

5. Низкий уровень квалификации сотрудников

Сотрудник отдела продаж – самый дорогой и, часто, самый неэффективный ресурс компании от которого зависит развитие бизнеса.

Менеджер по продажам – чаще всего не призвание человека, поэтому отношение к профессии оставляет желать лучшего.

Особо актуально для сложного бизнеса, в котором менеджер должен разбираться в продукте, технологии, клиенте и т.д.

 

6. Проблема делегирования управления

В бизнесе, где оказывается сложная услуга или предлагается сложное решение (продукт), носителем ключевой компетенции является собственник и он не всегда может (даже если хочет) передать полностью управление продажами (развитием клиентов) кому-то из сотрудников - это и не всегда возможно.

 

7. Управление продажами подменяется

    • сопровождением
    • помощью
    • администрированием

 

По этим причинам даже рабочий бизнес недополучает и 20% и 40% выручки и прибыли соответственно.

 

Мы помогаем бизнесу в повышении эффективности работы отдела продаж, с гарантией результата.

Консультация эксперта:

+7(921) 648-68-04

kksalesb2b@mail.ru

 

ЧЕК-ЛИСТ для экспресс оценки системы управления продажами:

 

 

ЭФФЕКТ от реализации методик предложенных Консалтинговой компанией SalesB2B

    • Есть методика планирования объема продаж.
    • План продаж выставляется по брендам/клиентам/штукам/маршрутам/периодам/сотрудникам/клиентам.
    • Создан набор критериев для оценки выполнения планов по объему продаж. 
    • РОП применяет инструменты управления.
    • CRM настроена, процессы автоматизированы, сотрудники обучены и замотивированы. 

1. Планирование продаж

Свойственно не всем компаниям, как правило этого нет в компаниях находящихся на начальной стадии своего развития, на этом этапе количественное выражение продаж не столь важно, важнее получить новых клиентов, начать продажи определенного товара. На данном этапе планирование происходит интуитивно и путем сопоставления отчетных периодов. 

Тем не менее без плана продаж компания существовать не может, с планом продаж связана вся деятельность компании, начиная от штатной числености, заканчивая любыми планами развития бизнеса.

Выполнение плана продаж обеспечивает поступление необходимого количества выручки в компанию, а отдел продаж непосредственно влияет на ее получение.

 

Методик планирования много (можно воспользоваться Моделью планирования продаж), обязательно нужно учитывать факторы, влияющие на продажи:

      • рост / падение рынка
      • доля продукта на рынке по отношению к аналогам
      • маркетинговая активность
      • активность конкурентов
      • возможности отдельных клиентов
      • сезонность (для сезонных товаров),
      • возможности производства и/или поставщика,
      • инфляция
      • волатильность валют
      • ситуацию в экономики и т.д.

 

Важно иметь полный перечень подобных факторов и учитывать их при планировании.

 

Планировать необходимо не только рубли, штуки и т.д., но и другие качественные и количественные показатели, которые будут влиять на объем продаж:

      • количество активных клиентов
      • количество встреч / звонков / отправленных коммерческих предложений
      • количество участников маркетинговых активностей
      • количество размещенного дополнительного оборудования и POS материалов
      • условия коммерческой политики компании
      • количество демонстраций клиентам и т.д.

 

В показатели планирования необходимо вынести все, что будет влиять на объем продаж в настоящем и будущем. 

 

2. Этапы выполнения плана продаж

 

2.1. Доведение планов до сотрудников отдела продаж 

Доведение с подробной детализацией и обоснованием данных планов. Менеджер, ответственный за выполнение плана, должен ознакомиться с ним, задать вопросы распределить выполнение поставленных задач во времени (день / неделя / месяц / квартал) и в пространстве (клиенты), т.е. выполнить детализацию плана до низшего уровня, что необходимо зафиксировать в принятом у вас формате (CRM система, Excel и т.д.).

Для усиления эффекта с точки зрения дисциплины, доведенные планы необходимо зафиксировать и поставить подпись. С точки зрения психологии подпись будет означать согласие и принятие данной цели. Спустя небольшой промежуток времени необходимо убедиться в том, на сколько хорошо знают цели и задачи сотрудники ответственные за продажи, на помощь приходит опросник в CRM системе.

 

2.2. После того как планы доведены 

После доведения планов начинается ежедневная рутина его выполнения. С точки зрения управления необходимо убедиться, что «корабль идет верным курсом». Все отклонения от плана известны, а главное известно то, когда и как будут исправлены эти отклонения.

Для этих целей на периодической основе вы проводите собрание с торговым персоналом, на котором обсуждаете весь набор ключевых показателей текущего периода времени в формате план / факт / отклонение, с фиксацией результатов и сроков устранения отклонений. На этапе оперативного выявления отклонений можно принимать решения о запуске поддерживающих продажи инструментов (операционный маркетинг) и/или перераспределения запланированного объема между клиентами.

Обсуждение промежуточных итогов, в управлении продажами, позволяет своевременно понять где мы находимся, каков прогноз выполнения, и что надо для выполнения плана продаж на 100%.

Собрание по подведению итогов продаж  должно быть регламентировано, как по количеству вопросов так и по времени его проведения, каждый участник должен заблаговременно подготовиться к нему. 

3. Контроль выполнения поставленных задач 

Контроль выполнения должен осуществляться на постоянной основе, собрание это один из способов контроля, но кроме этого необходимо видеть, что происходит у клиента (если это розница), на сайте (если это интернет канал), в отгрузках номенклатуры (если это B2B канал), как и что торговый представитель занес в CRM систему, о чем, сколько и как часто он говорил по телефону с клиентом, высылал коммерческое предложение, что говорит в ответ клиент. Контроль должен быть постоянным и охватывать как можно больше аспектов деятельности сотрудника.    

4. Работа с CRM

CRM система необходима для организации работы сотрудника, которая заключается в:

      • сборе информации о происходящем у клиента и с клиентом
      • сбора всей коммуникации с клиентом в одном месте (звонки, письма, сообщения)
      • планирования деятельности с клиентом
      • источника фиксации и контроля выполнения задач, которые ставятся сотруднику

 

Только наличие рабочей CRM системы может гарантировать успешную наработку клиентской базы.